e-mail
 
Вход



 Состояние правовой и организационной основы деятельности Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга создана на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 № 1747 «О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт- Петербурга» путем выделения из Комитета по градостроительству и архитектуре.

С 1 января 2005 года Служба реорганизована путем присоединения к ней Управления государственной вневедомственной экспертизы.

Этим же постановлением Правительства Санкт-Петербурга утверждено Положение о Службе, согласно которому Служба является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Служба является органом государственного архитектурно-строительного надзора. Вновь созданной Службе переданы задачи Управления государственной вневедомственной экспертизы и некоторые полномочия Комитета по градостроительству и архитектуре.

Служба подчинена Правительству Санкт-Петербурга. Руководство Службой осуществляет начальник Службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Санкт-Петербурга по представлению вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность Службы.

Юридический адрес Службы: Лиговский проспект, д.49, Санкт-Петербург, 191040.

Телефон: (812)717-09-46; 571-22-74. Факс:(812)719-89-11; 571-22-74.

E-mail Службы: gne@gov.spb.ru, ugve@gov.spb.ru

Начальник Службы - Орт Александр Иванович.

Общая штатная численность Службы составила в 2005 году 67 человек, из них: руководство - аппарат - 6 человек, УГВЭ - 19 чел., УГАСН - 33 чел., тех.работники - 6 человек, МОП - 3 человека.

Для выполнения экспертных работ Служба привлекает внештатных сотрудников на постоянной основе 58 человек и для выполнения разовых экспертных работ - 102 человека.

Служба состоит из двух структурных подразделений: Управление государственной вневедомственной экспертизы, Управление государственного архитектурно-строительного надзора, далее оба Управления подразделяются на отделы и секторы в отделах.

Деятельность УГАСН регламентируется Градостроительным кодексом, Постановлением Правительства России от 01.02.2006 № 54.

Деятельность УГВЭ регламентируется Градостроительным кодексом и Постановлением Правительства России № 1008 от 27.12.2000. С выходом нового Градостроительного кодекса, внёсшего изменения в деятельность экспертных органов, должно быть выпущено новое Постановление Правительства России, которое находится в стадии разработки.

В связи с выходом Федерального закона «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ) создалась сложная ситуация в области нормативной документации для строительства, что затрудняет работу государственной экспертизы:

1. Госстрой по непонятной причине отменил СНиП 10-01-94* «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», в связи с чем Министерство юстиции на основании п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не регистрирует разработанные после отмены по заказу Госстроя и его приемника нормативные документы. В результате 33 нормативных документа, в т.ч. 15 СНиП, утвержденных Госстроем, и 18 Сводов Правил, в соответствии с п.19 постановления Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» считаются не вступившие в силу и не влекут правовых последствий за не соблюдение содержащих в этих документах требований.

Вместе с тем, нельзя пользоваться и старыми нормами, поскольку они отменены постановлением Госстроя.

Приемник Госстроя России (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой)) по этому вопросу не принял никаких действий, хотя, вероятно, было бы достаточной отмена постановления Госстроя об отмене СНиП 10-01-94*.

Все СанПиНы, разработанные в 2003 году, зарегистрированы Министерством Юстиции.

2. Закон «О техническом регулировании» действует с 01.07.2003. Только 6 ноября 2004 года (то есть почти через 1.5 года) Распоряжением Правительства РФ № 1421-р была утверждена «Программа разработки технических регламентов на 2004-2006 гг.», состоящая из 74 технических регламентов, из которых 8-9 имеют отношение к строительству, из них 4 должны быть разработаны в 2006 году.

Пунктом 7 статьи 46 Закона «О техническом регулировании» определен срок разработки технических регламентов - 7 лет со дня вступления в силу этого Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 46 этого закона установлено, что со дня вступления в силу закона «впредь о вступления в силу соответствующих технических регламентов требования:, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни и здоровья граждан:;

охраны окружающей среды:;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение:

В законе ничего не сказано, какие документы могут действовать, разработанные до 01.07.2003 или после, но четко сказано: «до вступления в силу соответствующих технических регламентов».

3. 29 декабря 2004 года был принят Федеральный закон № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в статье 7 которого определено, что до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом РФ законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу РФ.

Частью 3 статьи 5 упомянутого закона Правительству Российской Федерации поручено в течении 6 месяцев, то есть до 01.07.2005 принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Градостроительного кодекса РФ, касающихся информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

До сих пор эти нормативные правовые акты не вышли, что затрудняет любой вид градостроительной деятельности, в том числе экспертизу градостроительной и проектной документации.

4. Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Правительству Российской Федерации вменено в обязанность установить порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. До сих пор эти «порядки» не установлены.

5. Частью 10 стати 49 Правительства РФ должно установить порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и порядок ее взимания. До сих пор этот новый порядок не установлен.

6. Отсутствует согласованность при разработке различных нормативных документов, относящихся к строительству, федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора. СанПиНы, выпускаемые в большом количестве, противоречат СНиПам, но никто не вносит в них изменения. СанПиНы, относящиеся к проектированию и строительству зданий, не согласовываются с Госстроем и его приемником.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ (статья 39, п.3) диктует: «соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», с уточнением статьи 1: «:несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека:», хотя СанПиНы содержат массу требований, которые никакого отношения не имеют к угрозе жизни и здоровья человека, считаются обязательными, хотя и противоречат СНиП, в том числе положениям, носящим обязательный характер.

Обобщение результатов экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации управления государственной вневедомственной экспертизы

Общие положения

В 2005 году Управлением было рассмотрено 1583 проектных документа общей сметной стоимостью строительства 161.620,01 млн.руб. в текущих ценах, в том числе произведена экспертиза 541 бюджетного объекта общей сметной стоимостью в текущих ценах 45.919,95 млн.руб.

В результате экспертизы снижение сметной стоимости по всем объектам за 2005 год составило 8370,81 млн.руб. в текущих ценах, в том числе 8137,68 млн.руб. по объектам, осуществляемым за счет региональных бюджетных средств.

Количество проектов, рассмотренных повторно в отчетном году, составило 358.

В 2005 году количество рассмотренных проектов возросло в 1,1 раза, в том числе бюджетных - также в 1,1 раза. Из общего количества рассмотренной документации 1554 составили проекты строительства, 6 - обоснований инвестиций, 23 - градостроительные документации, а также 180 - других видов документации (сметы, нормативные документы, тендерная документация, отдельные разделы проектов). Количество проектов на строительство объектов производственного назначения уменьшилось по отношению к 2004 году в 1,2 раза, в основном за счет объектов торговли, общественного питания и промышленного строительства, но при этом увеличилось количество объектов транспортного строительства (в 1,13 раза).

В прошедшем году обозначилась тенденция на значительное увеличение проведения экспертиз по объектам градостроительной документации, в связи оживлением градостроительной политики в городе, утверждением нового генерального плана города и освоением новых не всегда благополучных городских территорий.

Управление при проведении экспертизы взаимодействует с такими специализированными государственными органами (наделенными функциями специализированных экспертиз), как: Управление по технологическому и экологическому надзору (РОСТЕХНАДЗОРА) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Санкт-Петербургу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Санкт-Петербургу, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург и его территориальные отделы, Северо-западный региональный центр по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Комитет по труду и социальной защите населения.

Немного о структуре объектов, представленных на экспертизу в 2005 году. По сравнению с предыдущими годами возросло проектирование и строительство крупных гипермаркетов (в основном - одноэтажных), многоэтажных торгово-развлекательных центров (с подземными автостоянками, торговыми площадями, ресторанами и кафе, многозальными кинотеатрами малой вместимости), салонов по продаже автомобилей с центрами сервисного обслуживания, офисно-деловых центров и пр.

Увеличилась доля жилищного строительства. В основном осваиваются северные и южные районы города. Большая доля строительства приходится на «уплотнительную» застройку.

В жилищном строительстве большой процент составляют здания, которые проектируются по каркасно-монолитной схеме (кирпично-монолитные жилые дома). Вместе с тем доля панельного домостроения не уменьшилась по сравнению с 2004 годом.

Увеличивается количество объектов малоэтажного строительства. Значительная доля строительства приходится на историческую часть города - объединенную охранную зону памятников истории и культуры. Здесь проводилось расселение «коммуналок» и реконструкция этих зданий под «элитное» жилье или размещение в них, а также на свободных территориях банков, гостиниц, ресторанов, офисов, магазинов и др. Как правило, эти проекты достаточно сложны и, в большинстве случаев по ним имелись серьезные замечания.

В 2005 году проведена большая работа по утеплению и техническому перевооружению жилых домов, построенных по проектам массовых серий в 60-х годах прошлого века.

При реконструкции здания или строительстве новых зданий в стесненных условиях не всегда представлялись качественные материалы по обследованию конструкций, фундаментов и инженерно-геологических исследований. Возникали также трудности с необходимостью учета требований Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры по сохранению частей зданий, находящихся в аварийном состоянии. Одна из задач экспертизы состояла в том, чтобы в представляемых на рассмотрение проектах не допускались ошибки, которые повлекли бы за собой потерю устойчивости и прочности существующих сооружений после реконструкции.

Следует отметить, что качество разрабатываемой в 2005 году проектно-сметной документации по некоторым разделам хотя и улучшилось, но по-прежнему остается на низком уровне. Особенно это относится к документации, разрабатываемой проектными фирмами частной и акционерной форм собственности, а также к некоторым проектным институтам, утратившим ведущих специалистов.

Отмечается, что только ~5% поступающих в экспертизу проектов разработаны без значительных нарушений строительных норм и правил и не требуют доработки.

При рассмотрении экспертизой проектной документации выявляются следующие общие недостатки:

- несоответствие исходно-разрешительной документации и функционального назначения здания и его частей ;

- формальное отношение к "заданию на проектирование", которое может вообще не соответствовать проекту;

- неправильное толкование заказчиком и проектировщиком терминов "капитальный ремонт", "реконструкция", "новое строительство";

- отсутствие необходимых заключений специализированных экспертиз;

- сокращение по объему и уменьшение информации в пояснительных записках к проектам вплоть до ненормативного "пояснения к проекту"; - грубые технические ошибки практически во всех разделах проектов;

- продолжается практика представления проектов на экспертизу объектов, уже находящихся в стадии строительства или полностью построенных;

- без соответствующих согласований самовольно предусматривается снос существующих зданий и строительство на его месте новых, тогда, как разрешение получено только на реконструкцию здания.

Более подробно по качеству представляемой проектной документации изложу чуть позднее, в соответствующих разделах.

Раздел «Архитектура»

Немного об общем состоянии проектирования.

Как и в предыдущие годы, качество проектной документации, представляемой на рассмотрение в экспертизу, в большинстве случаев можно оценить как удовлетворительное. Более качественная проектная документация, и с точки зрения проектных решений, и с точки зрения оформления, представляется организациями, которые имеют серьёзный опыт проектирования, в том числе и опыт общения с экспертными органами. Однако, практически всегда при проведении экспертизы выявляются ошибки, требующие возвращения проектных материалов на доработку. Больше всего проблем возникает при проведении экспертизы проектов «молодых» проектных организаций, не имеющих должного опыта проектирования.

Как я уже сказал, следует отметить дальнейшее снижение качества проектных решений и оформления проектных материалов у крупных в прошлом отраслевых и региональных проектных организаций, связанное с уходом ведущих специалистов.

Из «молодых» проектных организаций лучше обстоят дела у организаций, которые нашли свою «нишу» и специализируются на проектировании объектов определённого функционального назначения (особенно транспортных и торговых предприятий), как это было раньше, при существовании отраслевых проектных институтов.

Отмечается появление архитектурных решений жилых домов, в которых больше угадывается строительная организация, применяющая те или иные конструкции и строительные изделия, а не рука архитектора. Это происходит из-за того, что конкурсы объявляются не на разработку объектов на данном участке, а проводится аукцион на продажу или аренду участка между застройщиками. Победитель, как правило, игнорирует конкурсное проектирование и заказывает проектную документацию «угодному» ему архитектору.

Наравне с индивидуальными проектами жилых зданий строится жилье и по типовым сериям из элементов, выпускаемых заводами железобетонных изделий (ЗАО «ДСК-3», КЖБИ в Сертолове, Гатчинский комбинат). Это панельные жилые дома, относительно дешевые по сравнению с кирпичными и монолитными домами, строящимися по индивидуальным проектам. Производители железобетонных изделий постоянно работают над улучшением потребительских качеств панельных домов, но теплотехнические характеристики панельных жилых зданий не в полной мере отвечают современным требованиям.

Кроме многоэтажного строительства в городе ведётся и малоэтажная застройка. В малоэтажном строительстве самым распространенным типом застройки являются секционные жилые дома (до 3-4 этажей) и блокированные одноквартирные дома с придомовым участком для каждой квартиры.

В 2005 году проведена значительная работа по экспертизе зданий общественного назначения. В их числе можно отметить административные и офисные здания, бизнес-центры, торгово-выставочные комплексы, объекты здравоохранения и спорта, торговые, религиозного назначения. Большинство общественных зданий можно отнести к многофункциональным.

В последние годы новым типом торговых зданий стали крупные магазины самообслуживания - гипермаркеты международного типа. Некоторые проекты гипермаркетов разрабатывались иностранными проектными организациями и были адаптированы к российским нормам. Необходимо отметить в целом их высокое качество.

По объектам здравоохранения в основном рассматривались проекты реконструкции или достройки медицинских комплексов.

Значительно увеличилось число проектов строительства автопредприятий. В основном это станции технического обслуживания автомобилей производства иностранных фирм и выставочные залы при них, автозаправочные станции (АЗС). Отмечается некоторое увеличение количества проектов строительства станций техобслуживания автомобилей отечественного производства.

В целом качество проектов жилищного строительства более высокое, чем зданий общественного и производственного назначения.

О качестве проектной документации.

Следует отметить, что при рассмотрении проектной документации выделяются, как правило, следующие типичные недостатки:

  • невыполнение ГОСТов по составу проектной документации;
  • пояснительные записки не содержат всех необходимых разделов, выполняются по сокращенной схеме, малоинформативны, не содержат обоснований принятых решений;
  • в проектах содержится большое количество ошибок, связанных с невыполнениями противопожарных требований;
  • участились случаи грубых ошибок при разработке решений кровель, нерационально определяются способы водоотвода, что говорит об отсутствии должного внимания к этой части проектов;

    часто нарушаются требования при назначении типа покрытий полов (особенно для помещений с движением автотранспорта);

  • встречаются ошибки при определении теплозащиты ограждающих конструкций зданий;
  • зачастую не выполняются требования по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры города;
  • представляемые на экспертизу проектные решения не всегда соответствуют действующим противопожарным требованиям;
  • проектные организации, вынужденные выполнять требования заказчиков, нарушают санитарные требования по обеспечению персонала необходимыми санитарно-бытовыми помещениями:
  • автостоянки, встраиваемые или пристраиваемые к жилым зданиям, проектируются с габаритами, допускающими хранение только автомобилей малых классов;
  • не соблюдаются требования по защите жилых помещений от шума, требования по инсоляции и освещённости.

Особо следует отметить на низкое качество оформления проектов реконструкции жилых и общественных зданий, не соблюдения ГОСТов, строительных норм и правил, непрофессиональное выполнение проектов, не соответствие наименования проекта и его функциональной сути.

Основные претензии экспертов по проектам реконструкции относятся к предпроектной подготовке:

  1. Технические обследования существующих зданий при реконструкции часто выполняются на низком уровне, не выполняются обмерные чертежи, не проводится обследование фундаментов с отрывкой шурфов. Отсутствуют данные по несущей способности перекрытий, прочности кирпичной кладки, не учитываются данные наблюдений за состоянием эксплуатируемых зданий.
  2. Решения в проектах реконструкции по усилению оснований иногда принимаются без должного обоснования.
  3. По ряду адресов в проектах на реконструкцию помещений первых, цокольных и подвальных этажей многоквартирных жилых зданий предусматривается пробивка больших проемов в несущих стенах, что не всегда технически возможно.
  4. Отмечаются ошибки в объёмно-планировочных решениях:

  5. В ряде проектов отмечены грубые отступления от строительных норм и правил по продолжительности инсоляции квартир в проектируемых зданиях и в существующих соседних.
  6. В проектах реконструкции так же допускаются отступления от противопожарных требований в части устройства эвакуационных выходов и в части устройства конструктивной огнезащиты.

Систематический контроль экспертизы за выполнением в проектах объектов социальной инфраструктуры требований по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов дал ощутимый результат. Качество проектно-сметной документации представляемой в экспертизу значительно выросло.

Наряду с хорошими проектами встречаются и проекты, в которых отсутствуют мероприятия, обеспечения среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения, или выполнены не в полном объеме:

так в проектах гостиниц обеспечивается доступность для МГН только первого этажа и не предусматриваются номера, приспособленные для инвалидов и не обеспечивается их безопасность;

в торговых залах гипермаркетов и других торговых комплексах не предусматриваются контрольно-кассовые посты для обслуживания МГН и, за редким исключением, в общественных зданиях предусматриваются пути эвакуации с учетом мобильности инвалидов различных категорий.

Раздел «Строительные конструкции»

Территория Санкт-Петербурга отличается сложными инженерно-геологическими условиями (раздел II.10), что требует особого инженерно-геологического обоснования принятых конструктивных решений фундаментов. Значительная доля ошибок по-прежнему приходится именно на раздел "нулевого цикла".

Заказчики часто, стремясь сэкономить, заказывают объем геологических изысканий по сокращенной программе и проектирование ведется по неточным данным, а иногда и по устаревшим архивным данным. Бывает, что принятые в проекте сваи длиннее, чем глубина скважин в геологических изысканиях. В таких ситуациях экспертиза требует проведение дополнительных геологических изысканий, соответствующих нормам.

При проектировании свайных фундаментов часто нарушаются требования СНиП 2-02-03-85 по величине заглубления острия свай в несущий слой. Расстояние между сваями иногда принимается менее трех диаметров, принимается недостаточная ширина ростверков. Несущая способность свай, нижние концы которых заглублены в грунты с показателем текучести более 0,6, должна определяться по результатам статических испытаний, это требование СНиП 2.02-03-85 не всегда соблюдается.

По-прежнему допускаются ошибки при определении расчетного сопротивления грунта основания, в расчёте не учитывается взвешивающее действие воды, не выполняется расчет по проверке слабого подстилающего слоя.

В настоящее время при проектировании используются различные конструктивные схемы. Большое распространение получило монолитное домостроение, продолжается крупнопанельное строительство жилых домов по проектам, разработанным на основе типовых серий, а также кирпичное домостроение с продольными поперечными несущими стенами. Все чаще используются каркасные схемы с безбалочными перекрытиями из монолитного железобетона.

В последнее время увеличилось количество проектов торгово-развлекательных комплексов. Наблюдается тенденция неоправданного увеличения размеров пролётов в железобетонных безбалочных каркасах. Если в предыдущие годы сетка колонн этих каркасов, как правило, была не более 9х9 м, то теперь заказчик всё чаще увеличивают сетку до 12 х 12 м и более.

Наблюдается тенденция увеличения этажности строительства. Из-за отсутствия нормативной базы экспертизой Санкт-Петербурга не рассматриваются проекты жилых зданий более 25 этажей.

Расчеты наземных конструкций зданий часто производятся на ЭВМ с применением программных комплексов "SCAD", "ЛИРА", "STARK ES". Однако, в ряде проектов расчеты вообще не выполнены или выполняются только по требованию экспертизы.

Совместная работа основания, фундамента и надземной части учитывается в расчетах не всегда, хотя при учете совместной работы можно принять более экономичные проектные решения.

Проектирование металлических конструкций, особенно большепролетных, требует специальных знаний и опыта, которых, как правило, не хватает проектировщикам, не специализирующимся в этой области.

Основные недостатки комплектов чертежей "КМ" - это отсутствие расчетных схем, отсутствие значений расчетных усилий, отсутствие связей жесткости. Особые требования мы предъявляем к уточнению значения снеговой нагрузки в снеговых мешках на покрытии, учитывая, что часто кровли проектируются с большими перепадами высот. Много декоративных и рекламных элементов, которые могут создавать условия для накопления снега. При проектировании покрытий и навесов часто не учитывается несимметричное, одностороннее загружение снеговой нагрузкой, которое требует СНиП 2.01.07-85*.

Часто в проектах, где новое здание располагается на расстоянии ближе 30 метров от существующей застройки, требуется оценка влияния нового здания на существующие. Как правило, эта оценка проводится только по требованию экспертизы. Обследование зданий окружающей застройки в зоне риска для определения категории их технического состояния тоже выполняется далеко не всегда.

Нарушаются требования норм по методу погружения свай при расположении окружающей застройки ближе 30 метров.

При строительстве в стесненных условиях плотной городской застройки внимание экспертизы направлено на то, чтобы в проектах были предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сохранность существующих зданий. Из практики строительства известно, что погружение стального шпунта и изготовление шпунтовой стены из секущихся свай, которые часто необходимы для защиты котлована при строительстве в окружении существующей застройки, сопровождаются динамическими воздействиями и могут негативно повлиять на существующие здания. Поэтому экспертиза рекомендует, по возможности, заглублять новые здания как можно меньше, на полметра выше отметки заложения существующих фундаментов.

При строительстве в центре города предусматривается прифундаментный дренаж, который очень опасен тем, что приводит к значительным осадкам существующих зданий окружающей застройки из-за вымывания пылеватых частиц грунтов основания.

По-прежнему большой объем проектирования в центральной части города связан с реконструкцией зданий и сооружений, надстройкой существующих зданий и устройством мансард.

Реконструкция таких зданий ведется в соответствии с градостроительной политикой, программой реконструкции центра города и, в большинстве случаев, в охранных зонах. По требованию КГИОП требуется сохранять те или иные части здания, находящиеся в аварийном состоянии, что сопряжено с определенными трудностями.

Технические отчеты по обследованиям существующих зданий при реконструкции часто выполнены на низком уровне и не соответствуют требованиям СП 13-102-2003. Отсутствуют обмерные чертежи, буровые скважины для определения грунтов оснований не выполняются, количество шурфов недостаточно, отсутствуют данные по несущей способности перекрытий, колонн, прочности кирпичной кладки. По требованию экспертизы обследования дополняются.

В экспертизу представляются проекты усиления фундаментов основания без должного обоснования. Метод усиления принимается без бурения геологических скважин в зоне 5 метров от здания, без проведения зондирования грунта основания под подошвой, без анализа напряженного состояния грунта основания. Часто не ясны причины усиления фундаментов, так как наблюдения за осадками и раскрытием трещин не проводилось.

Сохраняется практика представления на экспертизу проектов зданий, которые уже строятся или построены, что вызывает дополнительные проблемы при экспертизе.

При рассмотрении проектов экспертиза обращает внимание на то, чтобы в проектах были представлены:

данные о принятой конструктивной схеме здания;

данные о методах расчета, кем, когда и по какой программе произведен расчет;

расчетная схема с указанием принятых нагрузок, результирующая эпюра усилий в особо сложных случаях;

данные по обеспечению пространственной жесткости и устойчивости зданий;

пояснительная записка с обоснованиями принятых проектных решений с вариантными проработками и ссылками на нормативные документы, используемые при разработке проектов, а также наличие сертификатов соответствия действующим требованиям на территории РФ на применяемые материалы.

При отсутствии в представленной на экспертизу проектной документации указанных документов и требований и при выявленных ошибках проекты возвращаются на доработку для внесения изменений и дополнений.

Качество оформления чертежей в 2005 году остается на низком уровне, формат чертежей не соответствует нормам, часто отсутствует запись ГИПа о соответствии проектов нормам и правилам, в штампах отсутствуют подписи главного конструктора и исполнителей. Одним из серьезных недостатков можно считать практику проектирования конструкций одним инженером, в штампе указывается одна фамилия. Это отрицательно сказывается на качестве проектов.

Раздел «Инженерная геология»

Инженерно-геологические и гидрогеологические условия города Санкт-Петербурга и пригородов чрезвычайно сложны и многообразны. Поэтому Управление экспертизы особое внимание уделяет материалам инженерно-геологических изысканий при проектировании зданий и сооружений и их соответствию требованиям действующих нормативных документов. Принимаются на рассмотрение лишь материалы инженерно-геологических изысканий, выполненные специализированными проектно-изыскательскими организациями, имеющими лицензию на выполнение комплексных изысканий на территории Российской Федерации. Кроме того, инженерно-геологические изыскания в обязательном порядке должны регистрироваться в Геолого-геодезической службе Комитета по градостроительству и архитектуре при Правительстве Санкт-Петербурга. «Отчеты» без регистрации возвращаются заказчику.

Большинство замечаний связано с изменением по площади, конфигурации, смещениям пятна застройки в процессе проектирования.

Имеют место факты проектирования сооружений по устаревшим инженерно-геологическим материалам.

Большая часть замечаний с требованием проведения дополнительных изысканий связана с изменением технических характеристик фундаментов в процессе проектирования. В процессе рассмотрения по ряду проектов отмечается нарушение ряда требований СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства», Территориальных строительных норм, а также ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация».

Но общее состояние качества проектов по разделу «Инженерная геология и гидрогеология» можно считать, по-прежнему, удовлетворительным.

Раздел «Противопожарные мероприятия»

При общей удовлетворительной оценке качества рассмотренной проектной документации более чем в 90% проектов по замечаниям экспертизы включены дополнительные противопожарные требования, установленные действующими нормами пожарной безопасности.

Основными недостатками, выявленными в результате экспертизы проектов стали:

При применении конструктивных и объемно-планировочных решений с наличием открытых проемов в перекрытиях смежных этажей не предусматриваются мероприятия, обеспечивающие нераспространение пожара между помещениями, этажами, отсеками.

Допускается проектирование отдельных лестниц для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом без ограждений лестниц противопожарными преградами с устройством тамбур-шлюзов, что приводит при пожаре к задымлению первого этажа и невозможности использования эвакуационных путей.

Требование к эвакуационным выходам, лестничным клеткам, коридорам не соответствует нормам, а именно уменьшается высота и ширина горизонтальных путей эвакуации, маршей лестничных клеток, дверей эвакуационных выходов, что ведет к превышению расчетного числа эвакуируемых и увеличению путей эвакуации.

В целях совершенствования проектных решений при наличии выявленных отступлений от действующих норм пожарной безопасности, по предложению Службы, были разработаны специализированными организациями более 15 технических условий повышающие противопожарную устойчивость объектов.

Раздел «Генеральный план»

Анализ рассмотренных экспертизой проектов показывает следующие тенденции развития строительства в Санкт-Петербурге:

размещение объектов в городской застройке исторически сложившихся районов города;

размещение объектов строительства в нецентральных районах, в том числе и реконструируемых;

освоение под застройку территорий, неблагоприятных по природным условиям и требующих специальных мероприятий по инженерной подготовке.

Наиболее распространенные замечания по представленным проектам - это отсутствие оформленного в установленном порядке проекта границ землепользования на период проектирования и строительства, отсутствие решения вопросов о возможности организации подъездов для пожарных машин и размещения парковочных мест, необходимых по расчету. Возможность решения вопросов о размещении необходимых нормативных функциональных планировочных элементов территории связано, как правило, с недостаточной площадью участка, выделенного под строительство и отсутствием проектов межевания. По замечаниям экспертизы заказчиками проводится корректировка проектов границ землепользования, а также оформление в установленном порядке краткосрочных договоров аренды земельных участков на прилегающих территориях.

На рассмотрение в экспертизу были представлены проекты застройки кварталов, которые расположены на территориях, неблагоприятных в градостроительном отношении и требующих разработки специальных мероприятий по инженерной подготовке:

№ 31 ЮРВ (южнее реки Волковки) площадью 10 га, застройщиком которого является Московская инвестиционная строительная компания, а проектировщиком - ОАО «ЛенНИИпроект»;

№ 9 СУН (севернее улицы Новоселов), с разбивкой на строительные кварталы 9А ( жилая застройка); 9Б, 9Б-1(многофункциональные торговые комплексы).

Проект застройки квартала № 31 представлен на экспертизу в порядке экспертного сопровождения с поэтапным рассмотрением проектных материалов. Квартал расположен на территории несанкционированной свалки с чрезвычайно опасным уровнем загрязнения грунтов и наличием локальных областей газообразования. Для обеспечения возможности градостроительного освоения неблагоприятной для застройки территории, нужно было разработать комплексный проект специальной инженерной подготовки, предшествующий проекту застройки. По замечаниям экспертизы разработаны и представлены необходимые принципиальные проектные решения по устройству газоотводного дренажа и непроницаемого экрана для консервации загрязненного грунта для каждой очереди строительства. Перед проектировщиками поставлена задача разработки взаимоувязанных решений по инженерной подготовке по всему кварталу в целом в период экспертного сопровождения проектной документации. Но данное инвестиционное предложение реализуется одним инвестором.

Следующий пример сложнее. Квартал 9 СУН расположен на территории, образованной гидронамывом золы с ТЭЦ-2 ,частично перекрытой защитным экраном из глины и песка (результат неудачной попытки освоения квартала в 90-е годы прошлого века) и фактически являющейся местом неорганизованной свалки. Квартал разбит на 3 части внутриквартальными проездами и в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга определены застройщики:

ООО «Макромир»,

ООО «Лента»,

ООО «Синтез Девелопмент»,

Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

При рассмотрении проекта экспертизой отмечено, что при отсутствии проекта планировки квартала в целом, в том числе и комплексного проекта инженерной подготовки, а также при отсутствии подобного опыта строительства в городе, у застройщиков нет единой точки зрения на способ рекультивации территории. Кроме того, представленные проектные решения не увязаны по технологии и срокам реализации. Учитывая специфику инженерно-геологических факторов и экологических проблем, экспертизой к рассмотрению материалов представленных проектов привлечены специалисты Городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям (ЭКОФ). На основании рекомендаций ЭКОФ и замечаний экспертизы проектными организациями (ВНИИГ им. Веденеева, ГУДП Дортехнологии) были пересмотрены проектные решения в части применения материалов для экранирования поверхности золоотвала и способов стабилизации грунтов. Для обеспечения экологической безопасности квартала 9А (предназначенного под жилую застройку) определен единственно возможный способ рекультивации удаление загрязненного грунта) и поставлен вопрос о необходимости решения проблем, связанных с его транспортировкой и устройством вертикальной конструкции (стена в грунте) для сопряжения прилегающих территорий с разными проектными отметками и способами рекультивации.

Кроме того, на основании замечаний экспертизы был разработан «Эксплуатационный регламент» и рекомендовано выполнение комплекса мероприятий по адаптации предлагаемых технологий в данных сложных инженерно-геологических условиях путем устройства опытного участка для отработки предлагаемых технических решений и проведения необходимого мониторинга, контролирующего техническое состояние системы инженерно-экологической защиты.

По требованию экспертизы для обобщения принятых проектных решений и необходимости разработки специальных мероприятий по увязке способов рекультивации квартала 9 СУН и сроков их реализации Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга определена организация, выполняющая проект планировки территории (а в его составе и единый комплексный проект инженерной подготовки) с учетом специфики разработанных для каждого квартала (9А, 9Б, 9Б-1) методов экологического обустройства.

Неблагоприятную с градостроительной точки зрения территорию под застройку инвестирует Шанхайская индустриально-инвестиционная компания. Рассматриваемая территория имеет планировочные ограничения по природным условиям и состоянию окружающей среды. В проекте обозначены территории, требующие специальных мероприятий по инженерной подготовке:

это территории затапливаемые при нагонных наводнениях;

заторфованные территории,

территории, подверженные глубинному размыву (зона, опасная для освоения подземного пространства),

территории с опасным и чрезвычайно опасным уровнями загрязнения почв тяжелыми металлами, занятые несанкционированной свалкой бытовых отходов.

Экспертизой рекомендовано продолжить работу по внесению изменений в градостроительную документацию с учетом замечаний по представленному проекту:

межевание территории выполнить отдельным проектом;

сроки строительства увязать со сроками окончания строительства комплекса защитных сооружений;

принять проектные решения по проблемным зонам;

предусмотреть рекультивацию почв на участках с чрезвычайно-опасным уровнем загрязнения на основании дополнительных исследований;

разработать мероприятия по снижению уровня воздействия на геологическую среду в области глубинного размыва и участков близкого залегания напорных грунтовых вод.

Раздел «Инженерное обеспечение»

Проектные материалы по инженерному обеспечению в отчетном году представлялись, как правило, с неполными исходными данными и некомплексными проектными решениями, принятыми без увязки с общими инженерными системами и без необходимых согласований с инженерными ведомствами города.

А. Наружные инженерные сети

Отсутствие генеральных инженерных схем в Санкт-Петербурге, учитывающих перераспределение инженерных нагрузок между районами города, привело к недостаткам в разработке инженерных разделов в составе градостроительной документации.

Исключением являются системы теплоснабжения Приморского района Санкт-Петербурга, по которым ЗАО «Санкт-Петербургский институт Теплоэнергетики» выполнил принципиальные схемы с гидравлическими расчетами и, на основе этой работы, появилась возможность запроектировать вводы тепловых сетей в квартал 56АБ СПЧ, однако отсутствие подключений к другим инженерным системам города продолжает сдерживать дальнейшее развитие этого квартала.

В связи с отсутствием генеральных инженерных схем в составе проектной документации на строительство объектов внешних инженерных сетей и сооружений часто полностью отсутствовали соответствующие разделы, что приводило к необходимости доработки проектов с увязкой решений по внутренним и внешним инженерным сетям с учетом их взаимосвязи.

В представляемых разделах внешнего инженерного обеспечения выявлялись и устранялись в процессе экспертизы следующие общие недостатки:

отсутствие необходимой подготовки исходных материалов: определение потребностей и выявление резервов для их обеспечения, обоснование применения индивидуальных источников, обследование технического и санитарного состояния существующих подключений к городским инженерным системам, изучение инженерно-геологических условий строительства, получение технических условий от инженерных ведомств города и владельцев инженерных сетей и сооружений;

низкое качество проектных решений: отсутствие расчетов и принципиальных схем при выборе оптимальных систем, диаметров и материалов трубопроводов, оснований под трубами без учета вертикальной планировки территории и объемов засыпки траншей, неправильное заложение трубопроводов, отсутствие источников бесперебойного питания в электроснабжении 1 категории, отсутствие взаимной увязки разделов между собой и проектируемых сетей и сооружений по горизонтали и по вертикали, несоблюдение требований исходных материалов и действующих общих и специальных нормативных документов и распоряжений и, как правило, отсутствие необходимых согласований с инженерными ведомствами города и другими заинтересованными организациями.

Указанные недостатки были выявлены почти во всех представленных проектах.

Б. Водоснабжение и канализация

Особо следует отметить недоработки проектных решений по водоснабжению и канализации, связанные, в основном, с ошибками в инженерных расчетах и нарушениями требований действующих нормативных документов или в связи с отсутствием нормативных документов по проектированию технически сложных объектов, например жилых зданий выше 17 этажей.

Так, например, был рассмотрен и согласован рабочий проект завершения строительства юго-западных очистных сооружений, имеющих большое значение для Санкт-Петербурга и бассейна Финского залива с производительностью на 2015 год - 330000 куб.м/сутки с учетом поверхностного стока, поступающего в общесплавную канализацию района.

Б. Отопление и вентиляция

В целях принятия решений, отвечающих требованиям нормативных документов и условиям энергосбережения, большинство проектов по замечаниям экспертизы корректировалось, дорабатывалось, а в отдельных случаях подлежало полному пересмотру.

В представляемых разделах «Отопления и вентиляция» выявлялись в процессе экспертизы следующие недостатки:

отсутствие энергетического паспорта здания;

нерациональное решение схем отопления и вентиляции, применение запорно-регулирующей арматуры без энергосберегающего эффекта;

применение однотрубных вертикальных систем отопления для жилых зданий повышенной этажности и горизонтальных систем большой протяженности;

завышение параметров теплоносителя для отопления лечебных и детских учреждений;

отсутствие резервного вентоборудования при проектировании систем воздушного отопления и вентиляции помещений без естественного освещения;

нарушение требований норм при проектировании вентиляции автостоянок, встроенных в жилые и общественные здания;

нарушение норм при проектировании противодымной вентиляции и противопожарных требований к системам вентиляции;

Во многих проектах имело место нарушение требований противодымной защиты при пожаре и нарушение противопожарных норм в части размещения вентоборудования и прокладки воздуховодов.

Следует отметить, что архитектурно-строительные разделы проекта часто разрабатываются без учета размещения венткамер, вентшахт для прохода систем вентиляции и дымоудаления, высота вентшахт принимается без учета влияния аэродинамической тени, в жилых домах из объемов теплых чердаков не предусматриваются сборные вентшахты.

Отмечается, что практически все проекты в 2005 году представлялись на экспертизу в комплекте с теплотехническими расчетами ограждающих конструкций, значения сопротивления теплопередаче которых соответствовали требованиям теплозащиты и энергосбережения.

Раздел «Транспортные и гидротехнические сооружения»

В отчетном году Правительство города продолжало уделять внимание развитию улично-дорожной сети, строительству и ремонту транспортных сооружений в Санкт-Петербурге.

Следует отметить, что значительная часть проектов сооружений, финансирование которых осуществляется за счет городского бюджета, включает в себя весь комплекс необходимых работ, кардинально решают транспортные и социальные проблемы не только района но и города в целом.

Однако, следует отметить, что для выполнения специальных разделов проектов не всегда своевременно привлекаются специализированные организации.

При рассмотрении в экспертизе проектов реконструкции Орловского парка и благоустройства Ольгинских прудов недостатки конструкции берегоукрепления были устранены только после привлечения по требованию экспертизы специалистов.

Недостаточное внимание уделяется некоторыми проектными организациями анализу и сбору предпроектной информации.

Так, например: Институтом «Севзапинжтехнология» при разработке проекта строительства подземного пешеходного перехода у станции метро «Пионерская» была поверхностно изучена транспортная ситуация на перекрестке. Расчеты интенсивности транспортных и пешеходных потоков не приведены и в составе проекта оказались случайные цифры. В результате, по требованию экспертизы, был переработан том, обосновывавший проектные решения.

К сожалению, в 2005 году не произошло повышение ответственности заказчиков за уровень предлагаемых проектных решений. Заказчика больше волнуют сроки рассмотрения проектов, чем уровень и обоснованность технических и экономических решений. Не налажена система рассмотрения проектов в службах заказчиков до представления их в экспертизу.

Проектные организации не заинтересованы в экономической эффективности проектных решений и в целях удовлетворения интересов подрядчиков стремятся отстаивать применение дорогостоящих методов работ, а следовательно и завышение стоимости строительства.

Не создана система контроля за утверждением проектной документации. Необходимо обязать заказчиков (бюджетных) сообщать в Службу сведения об утверждении и включении в план строительства рассмотренных проектов. В противном случае не исключается отправление их «на полку» или повторная разработка той же темы через короткий промежуток времени.

Большое внимание уделяется борьбе за снижение всех видов потерь в подземных инженерных сетях и, прежде всего, чтобы в проектах было обеспечено:

проектирование подземных сетей из коррозийностойких материалов;

проектирование газопроводов НД и СД из полиэтиленовых труб с шаровыми кранами в качестве арматуры;

проектирование тепловых сетей в изоляции с контролем влажности, сильфонных компенсаторов, начинает применяться бескамерная установка арматуры (шаровых кранов) и пластиковые длинномерные трубы с заводской теплоизоляцией. Однако следует отметить, что по-прежнему не решена проблема виртуальных (150/70(0)С) и реальных (100/70(0)С) параметров сетевой воды от централизованных источников теплоснабжения. Завышенные расчетные параметры системы теплоснабжения приводят к невозможности использования коррозийностойких материалов (пластмассовых труб), снижению расчетных диаметров и др. искажениям, что, в свою очередь, приводит к потенциальной возможности нарушения прав физических и юридических лиц в части получения тепла. Считается, что эта проблема может быть решена только на федеральном уровне.

Фактическое применение энергосберегающих технологий иногда сдерживается дороговизной эффективных материалов и оборудования, в особенности в случаях финансирования из бюджетов разных уровней, а также в проектах, где инвестором и подрядчиком является одно юридическое лицо.

Раздел «Сметная документация»

За 2005 год рассмотрена сметная документация по 613 объектам, в том числе 534 объекта за счет бюджетного финансирования, на общую сумму 50237,11 млн.руб. в текущих ценах на декабрь 2005 года.

За отчетный период сметная документация составлялась в основном по территориальным единичным расценкам (ТЕР-2001 СПб), введенным в действие приказом Комитета экономики и промышленной политики от 07.09.2001 № 223 с 01.01.2002 распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 03.03.2004 № 07-р и зарегистрированных письмом Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики от 10.12.2004 № 10-1181/5 и по базе 1984 года с индексацией в текущие цены по тем разделам, которые еще не были выпущены в базе 2001 года.

Стоимости материалов, не учтенных расценками, определялись в основном по журналу «Стройцена», выпускаемому Санкт-Петербургским Региональным центром по ценообразованию в строительстве. При отсутствии проектируемого материала в журнале «Стройцена» его стоимость определялась по прайс-листам изготовителя или поставщика.

Следует отметить, что на отдельные виды материалов и конструкций (например, металл, некоторые сантехнические изделия) стоимости, указанные в прайс-листах, оказываются ниже, чем в «Стройцене». В прайс-листах поставщиков указывалась цена, действующая на определенный период времени, и корректировалась в зависимости от уровня цен рассматриваемой сметы, исключался НДС, если он учтен в цене, а также учитывались скидки при оптовой поставке. Поскольку стоимость материалов составляет 70 - 80% от общей сметной стоимости, то при экспертизе уделялось серьезное внимание правильности определения этих затрат.

Прослеживается зависимость качества сметной документации от проектировщика-исполнителя. Если проект разработан крупной проектной организацией (институтом), то сметы составлены грамотно, на высоком профессиональном уровне. В небольших мастерских при низкой квалификации сметчиков качество сметной документации в целом неудовлетворительное, о чем свидетельствуют суммы корректировки смет в результате замечаний экспертизы. В основном это завышение стоимости, которое происходит за счет некорректного применения расценок, необоснованного выбора наиболее дорогих строительных материалов и конструкций, завышения объемов.

По сравнению с прошлым годом отмечается заинтересованность заказчика в определении фирм-поставщиков, то есть производится сравнение стоимости оборудования в разных фирмах и выбираются наименее дорогие.

Разделы «Охрана окружающей средыи санитарно-гигиенические мероприятия»

В марте 2005 года произошла реорганизация органов Госсанэпиднадзора РФ. Однако она не привела к положительным результатам. С этого времени значительно увеличились (от 2 месяцев и более) сроки рассмотрения и получения санитарно-эпидемиологических заключений по проектной документации. Проект сначала проходит экспертизу и получает экспертное заключение в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а затем в Территориальном управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу или в его межрайонных территориальных отделах, где в большинстве случаев проводится повторная экспертиза проекта с его корректировкой и только потом выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным нормам.

Специализированную государственную экологическую экспертизу в 2005 году в городе осуществляют два органа федеральной службы: Управления Ростехнадзора и Росприроднадзора по Санкт-Петербургу. До настоящего времени порядок разграничения полномочий между этими двумя организациями не разработан, в связи с чем у проектировщиков возникают трудности при получении разрешительной документации, у заказчиков - при сдаче объекта госкомиссии, в которую включен экологический инспектор Росприроднадзора или Ростехнадзора. Службой в текущем году неоднократно вносились предложения по упорядочению процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства, реконструкции, расширения, реставрации в городе Санкт-Петербурге по объектам жилищно-гражданского назначения. В том числе к проекту Постановления Правительства Санкт-Петербург «О порядке взаимодействия с федеральными контролирующими органами», но до настоящего времени вопрос остается открытым. III. Работа, направленная на повышение эффективности экспертизы и качества проектирования

Управлением проводились консультации и предварительное рассмотрение особо сложных проектных решений на начальной или промежуточной стадиях проектирования, что в конкретных случаях привело к повышению качества разрабатываемой проектной документации и резкому уменьшению количества замечаний, выявленных при экспертизе.

В своей практике Управление проводит работу по экспертному сопровождению особо сложных проектов, что дает большой эффект в качестве проектной документации, последовательном проведении проектных и строительных работ, сокращении сроков строительства, экономии средств и строительных материалов.

Для сокращения сроков строительства, при одновременном проектировании и строительстве, Управление практиковало рассмотрение рабочих проектов этапами. Такой метод экспертизы с успехом использовали заказчики и проектные организации.

Для рассмотрения особо важных в градостроительном отношении проектов жилищно-гражданских зданий и сложных инженерных сооружений в качестве внештатных экспертов привлекались ведущие специалисты, кандидаты и доктора наук институтов "ЗНИИЭП СПб", "Ленгипроинжпроект", "ЛенНИИПградостроительства", «Стройпроект» СПб Государственный архитектурно-строительный университет (ГАСУ), Городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам, подземным сооружениям и др. Обобщение результатов деятельности управления государственного архитектурно-строительного надзора I. Отчет о работе отделов № 1 и № 2 управления Госархстройнадзора

Особенностью 2005 года явилось дальнейшее увеличение объемов жилищного строительства. Ввод жилья составил 2 млн. 273 тыс.кв. м (в 2004 г. - 2 млн.кв.м). Номерной фонд отелей пополнился на 1100 номеров. Всего сдан 141 объект непроизводственного назначения или 756,3 тыс.кв.м. Объекты производственного назначения составили 135/368,3 тыс.кв. м

Наиболее значимыми событиями в 2005г. явились:

завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений и строительство электронного завода «ЭЛКОТЭК» (Красносельский район);

строительство Российского Государственного исторического Архива (Красногвардейский район);

сдача развязок на участке Восточного полукольца КАД;

паркинг аэропорта Пулково (Московский район);

культурно-досуговый центр «Французский бульвар» и жилой дом Ульянка кв.10 (Кировский район);

жилой комплекс на ул. Шпалерной дом 60 (Центральный район);

жилые комплексы - «Живой родник» на пр. Энгельса, на Поклонной горе и часть элитного малоэтажного проекта «Новая Скандинавия» (Выборгский район).

За счет средств бюджета ОАО «ДСК-5» в Колпино построило три дома для переселения жителей из ветхих и аварийных домов.

В то же время отсутствие подготовленной инфраструктуры и не урегулированные взаимоотношения застройщиков с естественным монополистом - Ленэнерго не дает возможность ввода большого количества готовых объектов.

Высотное строительство зданий и сооружений осуществляется без достаточного обеспечения нормативно-технического сопровождения, выработанных критериев проверки и контроля не установлено.

В 2005 году были проведены комплексные проверки строительных организаций и предприятий стройиндустрии и промстройматериалов:

ОАО «ДСК-5»;

ОАО «МИСК»;

ООО «Колумбус»;

ООО «Парнасский завод металлоконструкций».

В течение года было выявлено 4 объекта (предприятия) с критическими дефектами и 24 объекта, имеющие значительные дефекты (в 2004г. эти показатели составляли соответственно 12 и 27).

4 августа 2005 года произошло частичное обрушение облицовочного материала наружной стены жилого дома по адресу: пр.Наставников, д.26, корп.2 (Ржевка-Пороховые, кв.10, корп.25).

Из заключения комиссии в ходе расследования в зоне обрушения обнаружены отступления от проекта и технологии производства работ, а также неудовлетворительное качество выполненных работ.

В 2005 году в целом сократилось количество правонарушений в области строительства по отношению к 2003 и 2004г.г. Общая сумма штрафов уменьшилась и составила 4909,0 тыс.рублей (в 2004г. - 5731,5 тыс.рублей, а в 2003г. - 4661,3 тыс.рублей).

Отмечается некоторое улучшение исполнительной дисциплины со стороны инженерно-технических работников большинства строительных организаций.

Вместе с тем, одним их основных видов нарушения продолжает оставаться нарушение организационно-правовых норм и, прежде всего, строительство без разрешения (либо без его продления).

Сумма штрафов по этому показателю в 2005г. составила 2228,5 тыс. рублей (в 2004г. - 3439,5 тыс. рублей).

Особое внимание со стороны инспекторов Управления Госархстройнадзора на контролируемых объектах уделялось вопросам качества строительно-монтажных работ. Штрафные санкции по этому показателю в 2005 году возросли и составили 1876,5 тыс. рублей (в 2004г. - 1471,0 тыс. рублей).

Чаще в 2005 году привлекались к ответственности виновные должностные лица строительных организаций: штрафные санкции составили 12 тыс. рублей (в 2004 г. - 5 тыс. рублей).

Отдельные строительные организации в течение прошедшего года неоднократно привлекались к административной ответственности за правонарушения в области строительства. Так, четыре и более раз подвергались штрафным санкциям: ЗАО «М-Индустрия»; ЗАО «Петро Инжиниринг», ЗАО «Фирма «Невский Меридиан»; ОАО «Московская инвестиционно-строительная компания»; ОАО «Сибнефть Компания»; ООО «Буровая компания»; ООО «СК «Импульс»; ООО «Фирма «ЛЭК Истейт».

Восемь постановлений по делу об административных правонарушениях, по истечении времени, предусмотренного для добровольной оплаты штрафов, были направлены на исполнение судебному приставу-исполнителю (общая сумма 71 тыс. рублей). Три из них на сумму 40 тыс. рублей были затем проплачены (т.е. с опозданием).

В 2005 году продолжался рост количества подконтрольных объектов:

2003 г. - 1644;

2004 г. - 1757;

2005 г. - 1893.

В том числе - новое строительство составило:

2003 г. - 863;

2004 г. -1042;

2005 г. - 1193.

Возросло число оформляемых разрешений (особенно на продление строительства):

2003 г. - 391 выдано/1340 продлено;

2004 г. - 551 выдано/1705 продлено;

2005 г. - 535 выдано/1979 продлено.

Таким образом, при неизменной штатной численности сотрудников Управления, фактическая нагрузка значительно возросла.

С вводом в действие новых законов (Градостроительный Кодекс РФ, жилищный Кодекс РФ, закон о дольщиках, обсуждением и принятием нового Генерального плана города, продолжающимся ведением уплотнительной застройки) наблюдается увеличение числа жалоб от юридических и физических лиц:

2003 г. - 573;

2004 г. - 706;

2005 г. - 732.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.11.05 № 699 форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию из-за отсутствия инструкции о порядке их заполнения не позволяют осуществить на их переход. Работы по приемке и вводу в эксплуатацию объектов продолжаются по ТСН-12-316-2002 Санкт-Петербурга «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости», с внесением в них изменениями (распоряжение Комитета по строительству от 06.12.2005 № 64). Отчет о работе отдела по надзору за качеством строительных материалов, изделий и конструкций

В истекшем 2005 году сотрудники отдела осуществляли надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов на 508 предприятиях (640 производствах), выпускающих продукцию строительного назначения:

Из них:

- сборные железобетонные и бетонные изделия,

- бетонные и растворные смеси (товарный бетон),

- стальные и другие металлические конструкции, изделия;

- нерудные материалы (песок),

- строительные и архитектурные изделия из природного камня,

- стальные трубы и фасонные изделия с тепловой изоляцией в полиэтиленовой оболочке,

- трубы ПВХ напорные полиэтиленовые для систем холодного и горячего водоснабжения,

- тепло -, и звукоизоляционные материалы,

- панели «Сэндвичи» с внутренним утеплителем из жесткой минеральной ваты или пенопластом и облицовкой из стальных оцинкованных листов с полимерным покрытием,

- оконные и дверные блоки, ворота (из древесины, профиля ПВХ, алюминиевые, стальные и комбинированные), стеклопакеты,

- сухие строительные смеси, кровельные материалы, герметики, отделочные и лакокрасочные материалы.

В течение 2005 года отделом произведено 372 проверки соблюдения обязательных нормативно-правовых требований при производстве строительной продукции предприятиями.

Составлено 255 актов проверок (в 2004 году 273 акта) и 22 протокола о правонарушениях (в 2004 году -23 протокола).

Выявлено 18 критических и значительных дефектов (в 2004 году - 20 дефектов).

Приостанавливался выпуск продукции на 4 предприятиях (в 2004 году - на 2 предприятиях).

Сумма штрафов составила 260 тысяч рублей (в 2004 году - 255 тысяч рублей).

Следует отметить, что при практически одинаковом количестве проверок в 2005 году, по сравнению с 2004 годом, фактически численный состав отдела уменьшился на 1 человека.

В течение 2005 года были осуществлены также комплексные проверки (совместно с инспекторами строительных отделов) предприятий: ООО «Колумбус», ОАО «ДСК-5», ООО «Парнасский завод металлоконструкций», а также строительной фирмы ОАО «МИСК», выполняющей строительные работы квартала комплексной застройки по ул. Малая Бухарестская.

Несмотря на отдельные правонарушения, выявленные в ходе проверок, каких-либо серьезных претензий от строительных организаций к качеству строительных материалов и изделий в течение года не было.

Следует отметить, что многие предприятия в течение года существенно расширили номенклатуру выпускаемой продукции и усовершенствовали технологию выпускаемой продукции.

В 2005 году в городе появились новые предприятия (производства) в количестве 25.

В течение 2005 года наблюдалось усиление служб контроля качества (лабораторий и ОТК) на некоторых предприятиях строительной индустрии города. Так, например, на ЗАО ПО «Баррикада» создана и аккредитована на техническую компетентность центральная испытательная лаборатория группы предприятий ЛСР, на ЗАО «ДСК-3», ОАО «Обуховский завод СМиК», ОАО «Ленстройдеталь», ООО «Объединение 45» расширились службы контроля качества.

Более тщательно разрабатывается технологическая документация по контролю качества, некоторые предприятия готовятся к сертификации по системе ИСО, а ряд предприятий сертифицировали свою продукцию в добровольном порядке:

ЗАО ПО «Баррикада», ЗЖБИ № 5 (плиты аэродромные);

ООО «Слотекс» (система менеджмента качества);

ОАО «Завод акустических конструкций» (защитные шумопоглощающие экраны);

ООО «САНЕКСТ» (трубы полиэтиленовые напорные);

ПК ЗАО «ТВЭЛ- ТЕПЛОРОСС» (система менеджмента качества);

ЗАО "ДСК-3" (железобетонные стеновые панели);

ООО "Молодой ударник" (бетонные смеси);

ООО "Индустри Петробетон" (бетонные смеси);

ООО «Армакс» (панели «сэндвич»);

ОАО «Стройметалконструкция» (стойки для защитных ограждений) и др.

К сожалению, за истекший год прекратили выпуск продукции ряд предприятий строительной индустрии, наиболее крупные среди них:

ООО «Ломоносовский кирпичный завод» (керамический кирпич);

ЗАО "Завод архитектурного стекла" (г. Пушкин), ранее выпускавшее архитектурное стекло и стеклопакеты;

ООО "Металлобетон", производившее бетонные смеси;

Строительная фирма "Нева" перестала выпускать железобетонные изделия.

Несвоевременно решаются вопросы привязки рабочих чертежей к нормативным документами РФ при выпуске предприятиями сборных железобетонных изделий по зарубежным проектам и технологиям; Заключение

Создание Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга положительно сказалось на взаимодействии двух структурных подразделений, городской администрации, что способствовало более качественному контролю стройкомплекса.

Служба в своей деятельности придавала большое значение взаимодействию, как с заказчиками, так и с другими участниками инвестиционного процесса в городском строительстве, в том числе с Управлением инвестиций и конкурсной комиссией Комитета по строительству, Комитетом по градостроительству и архитектуре, Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимости, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитетом по управлению городским имуществом.

Для повышения эффективности экспертной деятельности Служба заключила соглашения о взаимодействии с Главным Управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 № 130 «О формировании, размещении и использовании заказа на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга» и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 № 1745

«О составе государственной конкурсной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга и межведомственных государственных конкурсных комиссий Санкт-Петербурга была создана межведомственная государственная конкурсная комиссия Санкт-Петербурга № 3, в компетенции которой входят вопросы строительства, реконструкции и связанных с ними проектно-изыскательских работ, в состав которой вошел представитель Службы.

Целью комиссии является контроль над расходованием бюджетных средств и более эффективное их использование.

Конкурсная процедура размещения городского заказа позволила сэкономить 201,5 млн.руб. бюджетных средств в 2005 году

Большую работу Служба проводит по письмам депутатов, заявлениям граждан с разъяснением обоснованности принятых проектных решений размещения объектов на освоенных территориях (уплотнение застройки, встройки, инсоляция, стоянки автотранспорта и пр.).

Наряду с основной деятельностью - осуществлением государственной экспертизы градостроительной и проектно-сметной документации на территории Санкт-Петербурга и контроля за исполнением принятых проектных решений на объектах, Служба в 2005 г. проводила большую организационную, методическую и информационную работу среди проектных организаций, заказчиков и инвесторов.

Нормой для сотрудников Службы стали постоянные консультации заказчикам по вопросам строительной, экологической, противопожарной безопасности и проблемам энергосбережения. Источник: Пресс-центр информационно-правового консорциума «Кодекс».

 
НИТР © 2004-2018 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost