e-mail
 
Вход



 
Техническое законодательство в Российской Федерации

Введение
Общая система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования
Система технических регламентов
Границы сферы технического регулирования
Состав и структура технического регламента
Принципы организации разработки системы технических регламентов
Технические регламенты и стандарты

4. СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

Представления о составе и структуре типового технического регламента в значительной мере определяют и структурирование самой системы технических регламентов.

4.1. Состав и структура общего технического регламента

Норма, согласно которой требования общих технических регламентов должны быть распространимы на все виды деятельности (ст.8, п.2), определяет содержание данного вида технических регламентов.

Поскольку производство той или иной продукции является достаточно специфическим видом деятельности, требования к какой-либо отдельной, сколь угодно широкой группе продукции за редкими исключениями не могут входить в общие технические регламенты. Таким образом, преимущественным предметом регулирования общих технических регламентов остаются общие, инвариантные аспекты производственных процессов. Если же речь идет о продукции, участвующей в данных процессах, то в общие технические регламенты включаются в основном требования по эксплуатации данной продукции, но не к тем ее характеристикам, которые должны быть обеспечены на производстве.

Опыт подготовки правительственной Программы разработки технических регламентов на 2004-2010 годы и предварительной методической работы выявил необходимость специальных комментариев по этому поводу.

Так, общий технический регламент по машинам и оборудованию не может включать общие требования к машинам и оборудованию как к продукции, поскольку производством данного вида продукции занимается лишь весьма ограниченная часть предпринимательского сообщества. Вместе с тем эксплуатация наиболее распространенных видов оборудования (электротехники, транспортных и подъемных механизмов, холодильных установок, сосудов, работающих под давлением, котлов и т.п.) является инвариантом для самых разных производственных процессов и соответствующих им видов деятельности. Поэтому регламентация производства данной техники (а значит, и ее собственных параметров) осуществляется исключительно в специальных технических регламентах. Этот принцип отражен в норме закона «О техническом регулировании», согласно которой соответствующий общий технический регламент принимается именно по вопросам безопасной эксплуатации машин и оборудования (ст.8, п.4).

Аналогичная коллизия в понимании выявилась в отношении общего технического регламента по биологической безопасности, в связи с предложениями включить в данный регламент требования к пищевой продукции (в силу ее распространенности, «важности» для обеспечения биологической безопасности и т.д.). Если исходить из подобных критериев, с таким же правом в общий технический регламент по биологической безопасности необходимо будет включить требования к лекарственным средствам, парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и т.д., то есть к практически неограниченному числу биологически опасных видов продукции. Таким образом, в данный общий технический регламент должны входить прежде всего требования, предъявляемые к обеспечению биологической (в первую очередь санитарно-гигиенической) безопасности процессов, например, условий труда: требования по освещенности рабочих мест, по концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, по микроклимату и температурному режиму рабочих помещений и т.п. Сюда могут также входить универсальные параметры биологической безопасности, на основе которых принимаются более специальные требования.

4.2. Состав и структура специального технического регламента

Согласно федеральному закону «О техническом регулировании» (ст.8, п.3 и 5 ) специальные технические регламенты включают в себя множества требований, необходимые для регулирования того или иного вида деятельности, но не вошедшие в общие технические регламенты. Это предполагает, что возможны виды деятельности, требования к которым будут полностью описываться общими техническими регламентами; в этом случае потребность в специальных технических регламентах отпадает (вышеупомянутые «пустые множества»).

В общем виде структура типового технического регламента может быть представлена следующим образом:

  • Общие положения (в том числе сфера действия, определения понятий и т.п.);
  • Требования к безопасности продукции;
  • Требования к безопасности процессов;
  • Режимы оценки соответствия;
  • Переходные положения.

Для построения системы технических регламентов (для определения ее «архитектуры») прежде всего значимы две позиции: требования к продукции и требования к процессам.

Поскольку регламентами регулируется деятельность как таковая, а не отдельные ее составляющие, как уже отмечалось, нецелесообразна подготовка отдельных регламентов по продукции и по процессам (что неоднократно предлагалось в ходе подготовки правительственной Программы разработки технических регламентов на 2004 - 2010 годы). Технический регламент может ограничиваться требованиями к продукции только в том случае, когда требования к процессам, предъявляемые к данному виду деятельности, исчерпывающим образом описываются общими техническими регламентами.

При этом необходимо учитывать, что требования к процессам предъявляются исключительно в плане обеспечения безопасности работающих, внутренней и внешней среды, но не распространяются на те конструктивные особенности и характеристики технологических процессов, которыми обеспечиваются регулируемые техническим законодательством параметры продукции (ст.7, п.4). Если требования к продукции выполнены, выбор конструктивных решений и технологических процессов оставляется на усмотрение производителей (за исключением специальных случаев, когда регулирование безопасности продукции в принципе невозможно без регулирования конструкций и технологий).

Как уже отмечалось, в ходе проработки типового состава технических регламентов, а также в рамках проведения административной реформы рассматривается вопрос о возможности включения в специальные техническое регламенты специальных разделов о саморегулировании в данной отрасли. Такой подход может оказаться особенно перспективным в случае, если принятие рамочного закона «О саморегулируемых организациях» будет и дальше затягиваться и саморегулирование будет вводиться через отраслевые законодательства.
То же относится к вопросам страхования ответственности.


Введение
Общая система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования
Система технических регламентов
Границы сферы технического регулирования
Состав и структура технического регламента
Принципы организации разработки системы технических регламентов
Технические регламенты и стандарты
 
НИТР © 2004-2014 | тел./факс: +7 (499) 246-6564, +7 (495) 917-0687 | nitr@nitr.ru | web-мастер
hosted by .masterhost